Синтезатор – союз музыки и технического прогресса

Синтезатором принято называть музыкальный инструмент, давно ставшим столь привычным в музыкальном мире. Однако как бы он ни представлялся нам продуктом высоких технологий, всегда следует помнить, что изобретен он был еще в прошлом веке.

Сегодня такой инструмент значительно облегчил процесс творчества, как музыкантам, так и композиторам. Тем не менее, первые экземпляры музыкальных синтезаторов ни в коей мере не могут сравниться с современными моделями ни по внешнему виду, ни техническими характеристиками.

Однако осталась общая идея – разумное использование достижений технического прогресса для синтезирования волн звукового диапазона с заданными параметрами: длина волны, форма и частота. Отсюда логично происхождение названия такого инструмента – синтезатор.

Этимология слова синтезатор такова: корни лежат в греческом языке – synthesis. Это означает составление, сочетание или же соединение. Подобное имя в полной мере способно выразить суть такого очень непростого аппарата, главная цель которого – создание определенных звуков, обработка музыкальных фонограмм и качественное воспроизведение самых сложных музыкальных композиций.

Если попытаться изучить историю создания синтезаторных устройств, то предстоит отправиться в далекий 19 век, в самое его начало. Именно тогда талантливые изобретатели смогли создать самые первые прототипы устройства, обладающего способностями генерировать волны звукового диапазона частот.

Стоит отметить, что такие агрегаты имели вес, насчитывающий  более двухсот тонн, и размеры они имели совсем не малые! Первый образец, получивший имя был Теллармониум, созданный немецким конструктором Тадеусом Кахиллом. Такой синтезатор был создан с целью эффективной замены церковного органа, который стоит очень больших денег.

Русские ученые также проявляли большой интерес к работам в области создания синтезаторных устройств. Как мы уже писали, Лев Термен в начале двадцатых годов прошлого века создал выдающееся творение – Терменвокс, известный и ныне.

Один из последующих ключевых моментов в истории развития синтезаторных электронных инструментов можно с полным основанием считать создание электронного органа. Такой орган был сконструирован на базе модели Тадеуса Кахилла и поучил всем известное имя Hammond, так же имеет возможность подключения к программам для создания музыки. Элементы, благодаря которым и рождались звуковые колебания, были катушки индуктивности и металлические диски.

Орган Hammond имел просто колоссальные размеры и, во многом благодаря этому факту, он не получил достаточной популярности, но, тем не менее, все его достоинства в полной мере были оценены любителями и профессионалами в области музыкального творчества. И даже теперь, спустя большое количество времени, использование электронного органа также актуально при записи музыкальных композиций, многие всемирно известные рок группы пользовались исключительно Hammond органом во время своих концертных выступлений или студийных записей.

С середины 60-х годов двадцатого века производители музыкальной аппаратуры освоили выпуск новых моделей синтезаторных устройств. Родителем таких экземпляров стал американец Роберт Вуд. В то же время, в Советском Союзе инженер Е. Мурзин создал поистине легендарный синтезатор, получивший кодовое название АНС.

Такой синтезатор имел колоссальный успех при создании звуковых эффектов к подавляющему количеству знаменитых кинофильмов, и особенно, если кино имело научно фантастическую направленность. Синтезатор АНС отлично справлялся с задачей создания «неземных», космических звуков. АНС не планировался для непосредственного исполнения музыкальных произведений. Скорее, это был необычный тон генератор. Сейчас этот генератор по праву занимает одно из почетных мест в истории развития синтезаторной техники.

Дальнейшие работы по модернизации такой модели синтезатора подразумевали уменьшение габаритов изделия, постепенное улучшение звуковых характеристик и существенное снижение себестоимости аппарата. Разумеется далеко не каждый музыкант мог себе позволить приобретение синтезаторного устройства по цене около 175 000 долларов за единицу. Один из наиболее успешных решений в этой области был синтезатор Mini Moog, который появился на рынке в 1970 году.

Сперва большинство музыкантов приняло музыкальные синтезаторы с большим недоверием, и то начинали доверять, когда появилась первая программа для создания музыки с возможностью подключения этих синтезаторов, это была эпоха живого звука, электронные звучания были в диковинку, к тому же синтезаторы стоили чуть ли не целое состояние и были очень далеки от совершенства.

Прошло время, и постепенно сформировались целые направления в электронной музыке, такая музыка отделилась в особый класс, стала популярной. К тому же в конце 70-х годов начали выпускаться полифонические синтезаторы, такие синтезаторы могли воспроизводить не только одну единственную ноту.

В семидесятые годы прошлого столетия основные возможности музыкального синтезатора значительно расширились – стало возможным добавить такие полезные дополнения, как использование ударных инструментов, строенные фильтры, возможность моделирования разнообразных звуковых эффектов на свой вкус. 80-е годы ознаменованы появлением нового стандарта МИДИ (Musical Instrument Digital Interface), давший возможность наконец-то унифицировать различные системы цифрового управления, предназначенные для разнообразных синтезаторов от различных фирм производителей. Таким образом, ныне управление может осуществляться посредством МИДИ клавиатуры.

В то же время появились на свет столь популярные среди диджеев так называемые сэмплеры, широко используемые в создании музыки. Во встроенную память таких устройств можно было записать совершенно любые звуки и впоследствии управлять их извлечением из ячеек памяти с помощью клавиатуры.

Массовое внедрение сэмплеров стало действительно серьезным шагом вперед в сфере производства синтезаторных музыкальных устройств. Причиной тому – существенное улучшение в эксплуатации. Теперь появилась удобная возможность использовать записанные ранее звуки, извлекая их в нужный момент прямо с клавиатуры фортепиано.

Использование сэмплеров дало возможность различные звуковые эффекты и звукоряды. К примеру, записать звучание разнообразных музыкальных инструментов с целью использования таких сэмплов в дальнейшем при создании новой музыкальной композиции.

В 1995 голу компания Clavia, расположенная в Швеции, смогла отодвинуть на задний план аналоговые синтезаторы. Теперь освоен выпуск синтезаторов цифровых или, иными словами, виртуальных компьютерных, так как в то время персональные компьютеры уже были оборудованы интерфейсом МИДИ. Появилось много программ, имеющих богатую библиотеку звуков.

Одно из существенных достоинств цифровых синтезаторов – наличие в своем составе секвенсоров, позволивших записывать во встроенную память сложные комбинации синтезированных звуков с целью обработки оных в дальнейшем. Такое решение дает возможность воспроизводить записанную информацию не всю целиком, а постепенно, небольшими отрывками.

Такие отрывки хранятся в памяти, извлекаются по мере надобности и комбинация подобных кусочков служит для создания произведения в целом. Богатое разнообразие доступных возможностей музыкальных синтезаторов позволяют добиться приемлемых результатов даже тем, кто новичок в таком деле.

Получив в свое распоряжение цифровой музыкальный синтезатор, музыканты, занимающиеся созданием музыки профессионально, смогли создать огромное направление, течение современной музыки. Создатели подобных музыкальных композиций вполне могли обойтись без музыкантов, инструментов: для всего хватало цифрового синтезатора. Хоть цифровые синтезаторы считаются эволюционным развитием аналоговых устройств, подобная техника вовсе не потеряла актуальности и в нынешнее время. Звучание аналоговой аппаратуры общепризнанно считается более теплым, живым, с чертами индивидуальности.

По этой причине никогда не переведутся желающие приобрести все более редко встречающийся аналоговый инструмент. Таким образом, перспективы полного вытеснения цифровыми устройствами аналоговых очень сомнительна: профессиональные музыканты всегда предпочитали аналог цифре. Тем не менее, создатели и разработчики цифровых синтезаторов постоянно совершенствуют свои разработки, стремясь довести звучание до совершенства – практически не отличимого от натурального.

Однако природа звука – наука сложная, и особенности восприятия звуковой информации настолько субъективна, что споры о ясности и натуральности звучания никогда не прекратятся. Возникает странная ситуация: в стремлении усовершенствовать и удешевить аналоговые устройства были созданы цифровые. Ныне цифровые всячески пытаются превратить в подобия аналоговых синтезаторов.

В конце 20 века дальнейшее развитие сэмлеров и секвенсорной техники дало возможность не только обрабатывать уже готовые музыкальные композиции, но и создавать новые, в специальных программах для создания музыки. Теперь достаточно обладать всего одним музыкальным инструментом, в памяти которого хранятся звуки практически всех известных на Земле музыкальных инструментов и мало того, хранить звуки, аналогов которых в существующем мире просто нет.

Отныне музыкант, имея подобный прибор, в состоянии заменить огромный оркестр, а возможность манипулировать богатой библиотекой эффектов раскрывает необъятные просторы для экспериментов в области создания необычных музыкальных произведений. Все вышеперечисленное очень пригодилось ди джеям. Малые габариты в совокупности с огромным потенциалом в работе дают уникальную возможность музыкантам для использования таких устройств в концертной деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: